Т.А.Москалёва
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАСТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 р.п.Новые Бурасы»
«Обобщенные способы действий обеспечивают
продуктивное выполнение социально-ориентированной
деятельности и присущих ей социальных ролей»
Э.Ф.Зеер
На сегодняшний день в образовательном процессе одной из весомых проблем является выявление и обоснование условий, при которых может быть реализована субъектная позиция учащихся в процессе их педагогически организованных социальных взаимодействий в открытой внешнему социокультурному окружению образовательной среды школы.
Как один из вариантов её решения возможны разработка и обоснование педагогических условий формирования социальной компетентности учащихся средствами реализации их субъектной позиции в педагогически организованных социальных взаимодействиях с внешним социокультурным окружением.
При решении проблемы необходимо учесть следующие аспекты:
- социальные взаимодействия учащихся с внешним социокультурным окружением становятся источником формирования их социальной компетентности, если образовательная среда школы будет спроектирована как пересечение открытых внешнему социокультурному окружению и взаимно дополняющих пространств, результатом освоения которых является выявление ребенком проблематики, обретение деятельностных средств и ценностных оснований его взаимодействий с внешним социокультурным окружением;
- субъектная позиция ребенка в этой образовательной среде будет реализована в деятельности, направленной на решение проблем, выявляемых в процессе освоения этих пространств;
- основными структурными компонентами этой деятельности будут выступать проблематизация, проектирование и самоэкспертиза учащихся, а также ее тьютериальное сопровождение педагогами.
Совместная деятельность учащихся, ее цели должны быть точно определены. От учителя требуется не только ее организация, но и пристальное наблюдение за тем, какое поведение демонстрируют учащиеся в деятельности. Многим потребуется корректировка на уровне знаний, отношений и умений. Главное, чтобы коррекционная работа не свелась к третированию учащихся за то, что они «не умеют себя вести». Чаще всего это «неумение» отмечается тогда, когда детям лишь предъявляют требования, а подлинного формирования социальной компетентности не происходит.
Социальная компетентность подразумевает еще и готовность к выполнению различных социальных ролей. Какие же роли должен освоить ученик при ее формировании?
Первая, главная, роль – это социальная роль ученика. Чтобы освоить эту роль, нужно четко знать, какими качествами должен обладать «хороший ученик», понимать, почему эти качества ему необходимы, уметь проявлять эти качества в повседневном поведении и обладать позитивным опытом выполнения этой социальной роли в соответствии с возрастом.
Стандарты второго поколения подразумевают, что «...активную жизненную позицию молодого человека легче сформировать через деятельное освоение явлений экономического спектра, когда он участвует в моделировании социальных явлений, практически осваивает навыки ведения дискуссий и отстаивания своей точки зрения...».
Одним из современных интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое на уроках и во внеурочной деятельности. Данный метод позволяет отойти от традиционализма в обучении и воспитании, преодолеть пассивность учащегося, включить его в активную преобразовательную деятельность.
Социальное проектирование — это проектирование социальных объектов, процессов и отношений. И направлено на внесение изменений в социальную среду человека: озеленить поселок, сохранить или восстановить памятники, водоемы, парки, сады; оказать помощь социально незащищенным слоям населения; поучаствовать в профилактике негативных явлений социальной жизни — вся эта деятельность доступна нашей молодежи.
Социальное проектирование является одним из важнейших элементов развития гражданских знаний и умений, выражения собственной активной позиции в общественной жизни. Попробовать свои силы в разработке реальных проектов, результатом которых может стать изменение социальной ситуации в школе. Работа над проектом позволяет почувствовать учащимся значимость своей деятельности, открывает новые возможности.
Социальные проекты дают возможность учащимся связать и соотнести общие представления, полученные на уроках, с реальной жизнью. Участвуя в реализации проектов, школьники конкретными делами проявляют свою гражданскую позицию, гражданскую активность, ответственность, воспитывают такие качества как целеустремленность, последовательность, настойчивость, умение отстаивать свое мнение, доводить начатое дело до конца и др.
Общий замысел любого проекта подразумевает:
- создание спектра взаимно дополняющих пространств, каждом из которых может культивироваться субъектная позиция учащихся в различных видах социализирующей деятельности, направленной на выявление и решение проблем взаимодействия ребенка с внешним социокультурным окружением.
- создание и экспериментальную проверку инновационной образовательной программы как спектра индивидуальных образовательных маршрутов учащихся, выстраиваемых ими совместно с педагогами-тьютерами, реализация которых предполагает их включение в реальные и модельные взаимодействия с источниками личностно значимой проблематики внешней социокультурной среды.
- создание комплексной системы оценки социального опыта учащихся по критериям сформированности ключевых социальных компетенций; основным механизмом оценки выступает общественная экспертиза результатов социально ориентированных проектов, реализованных учащимися в ходе прохождения индивидуальных образовательных маршрутов.
Учащиеся, разрабатывая проект, проходят все стадии работы над проектом: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только положительные качества ребенка, но и позволяет определить ему свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем необходимо работать. Иными словами, всё вышеизложенное направлено на развитие у обучающихся социальных компетентностей, а педагогическому коллективу даёт возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности, тем самым активно влияя на интеллектуальное и эмоционально-ценностное развитие ребенка.
Тема, над которой работает наша школа, обозначена как «Личностно-ориентрованное обучение и воспитание». Для реализации темы на практике используются различные формы и методы. Одним из наиболее действенных является метод проектов.
Был создан и успешно реализован проект «Школьный двор» (Приложение 1), в котором были задействованы обучающиеся, их родители, педагогический коллектив, технический персонал и администрация школы.
Внеклассно-воспитательная деятельность в школе строится на сочетании разных видов проектов:
- проектная деятельность на уроках;
- «сквозные» проекты, когда группы учащихся из разных классов работают над одним из проектов под руководством тьютера в течении всего года: «Школа – территория здоровья», «Русская изба» (Приложение 2);
- социальных, где учащиеся школы под руководством педагогов принимают активное участие в различных конкурсах: «Школа будущего».
Такая практика работы с детьми позволяет школьникам расширить кругозор, провести профессиональную пробу, помогает овладеть организаторскими, коммуникативными, творческими и управленческими навыками.
Проделанная работа по созданию комплекса и определению его роли в воспитательной системе школы, положила начало формированию гражданско-патриотического воспитания через школьный музей. Способствовала повышению процента внеурочной занятости учащихся по интересам, расширению их кругозора, повышению уровня гражданско-патриотического воспитания, разнообразила досуговую деятельность учащихся, позволило заниматься исследовательской и поисковой деятельностью.
Таким образом, задачами социального проектирования являются:
- Формирование позитивной Я - концепции и умения ребенка объективно оценивать себя и свои действия;
- Развитие способностей учащихся в той сфере деятельности, к которой они испытывают склонность; «командного духа» и «чувства локтя»; умений и навыков работы в команде, ответственности за общее дело;
- Развитие исследовательского и критического мышления;
- Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта;
- Позволяет каждому увидеть себя как человека способного и компетентностного.
Таким образом, можно сделать общий вывод, что социальное проектирование - деятельность коммуникативная. Она учит детей распределять обязанности, дискутировать, аргументировать свою точку зрения, отстаивать и менять свою позицию, убеждать других.
Социальное проектирование – школа гражданского воспитания подрастающего поколения. Как никакая другая деятельность, способствует воспитанию гражданской активности, готовит к жизни и труду.
Перестройка самоощущения личности, создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе сверстников, создание каждому ситуации успеха и принятия окружающими – важные достижения проектировочной деятельности в развитии социальной компетентности.